Системы символьной коммуникации
Предлагаем вашему вниманию переведенную главу из книги «Начало работы с АДК: использование низкотехнологичных символов при работе с детьми».
(Источник https://aacbooks.net/books/UsingLowTechSymbolSystemsChildren/#_chapter_3_more_about_symbols)
На примере данной главы, мы хотели рассказать о том, какие системы существуют и на какие особенности необходимо обратить внимание при выборе той или иной системы для работы с детьми.
Символ представляет собой графическое изображение слова или понятия, а набор символов – это коллекция таких изображений. Символы отличаются от картинок или других изображений определенными правилами, с учетом которых они созданы.
На сегодняшний день существует множество символьных систем, которые используются в Великобритании.
Галерея 3.1 Некоторые символьные системы, используемые в Англии:
Рис 11. Символы Макатон (makaton.org/aboutMakaton/howMakatonWorks).
Рис. 12. ПЭКС или Символьные коммуникативные картинки (mayer-johnson.com/pcs-collections).
Рис. 13. Символы Симболстикс.
Рис. 14. Символы Виджит (widgit.com/symbols/about_symbols/widgit_symbols.htm).
Не смотря на то, что Макатон®, ПЭКС, Симболстикс и Виджит самые популярные и часто используемые, существуют и другие символьные системы. В их число входят символы Блисс (blissymbols.co.uk ), символы Пиктограм (pictoworld.com/index.html), символы Кларити (liberator.co.uk/clarity-symbols.html.Существуют также и бесплатные символьные системы.
Все символьные системы имеют как сильные, так и слабые стороны. Для определения наиболее подходящей системы, которая удовлетворит коммуникативные потребности пользователя, следует потратить время и тщательно ее подобрать.
При выборе символьного набора для пользователя низкотехнологичной символьной системы важно обращать внимание на символы, которые он уже использует (если к этому времени он использует таковые). Например, если уже используется высокотехнологичное средство или программное обеспечение или приложение, необходимо подбирать ту же символьную систему, которые пользователь применял, используя низкотехнологичные средства. Следует проконсультироваться с педагогами, которые обучали пользователя на ранних этапах: в школе, колледже, центре дневного пребывания или других учреждениях, которые он посещал, чтобы выявить применялась ли ранее коммуникативная система и какая именно. Это необходимо для того, чтобы пользователю не нужно было изучать несколько коммуникативных систем. Однако, как правило, педагоги смешивают символы, «заимствуя» недостающие из других символьных систем.
К какой бы системе не принадлежал символ, будет полезным включать с ним печатное слово, для развития грамотности и делая его понятным для партнера по коммуникации.
Некоторые символьные системы предлагают специальные символы для людей с трудностями визуального восприятия. Виджит предлагает набор символов для людей с нарушениями зрения (widgit.com/products/vi/index.htm) например, а ПЭКС предлагают контрастные символы (mayerjohnson.com/pcs-classic-high-contrast).
Имейте ввиду, что для людей с комплексными визуальными нарушениями больше подойдут тактильные символы. Эти символы основаны на формах и текстурах.
Рис. 15. Текстурированные символы
Представленные на рис. 15 символы – пример самодельных текстурированных символов. Текстурированные символы можно также печатать на принтере компании Zychem www.zychem-ltd.co.uk.
Больше информации о текстурированных символах вы найдете по ссылке library.tsbvi.edu/Browse/Category/15.
Трудно ли выучить символы
Люди, которые первый раз сталкиваются с символьными системами, часто беспокоятся о том, что их сложно запомнить и их дети не смогут их использовать.
Некоторые слова или понятия очень просто выразить в виде картинки. Легче нарисовать слона, чем изображать его. Некоторые слова, наоборот, сложнее выразить в виде картинки. Например, нет точной картинки для выражения таких слов как «еще», «помощь» или «финиш/конец».
К сожалению, это ряд слов, к которым трудно подобрать графическое изображение, но они очень важны для коммуникации. Слово «Слон» употребляется в разговоре редко, а такие слова как «еще», «помощь» и «финиш/конец» мы используем каждый день, не зависимо от предмета разговора. Это те слова, которые дети начинают использовать довольно рано, и поэтому необходимо их включать в коммуникацию с использованием АДК. Они относятся к ключевым словам (‘core’ words).
Если мы будем использовать коммуникативные панели со словами, которые легко передать символом, мы серьезно ограничим развитие речи ребенка пользующегося АДК. С самого начала нам необходимо включить ключевые слова, предоставляя тем самым ребенку возможность эффективной коммуникации. Важно не предлагать ребенку коммуникативные панели только с теми словами, которые легко изобразить графически. Вы можете найти большое количество ключевых слов в разделе «коммуникативные панели для начинающих».
Исследования подтверждают данный подход. Ученые считают, что «частота использования» символов более важна, чем то, насколько просто запомнить значение карточки во время занятий. И, несомненно, в повседневной речи слово «еще» используется чаще, чем слово «слон».
Для того чтобы помочь ребенку выучить эти символы, их необходимо использовать самим при разговоре с ребенком настолько часто, насколько это возможно. Такой способ способствует легкому запоминанию.
Создание карточек
Самым простым способом создания коммуникативных панелей является использование специального программного обеспечения. В Великобритании представлен широкий выбор различных программных продуктов. Стоит обратить внимание на то, какую символьную систему они используют.
Примеры специального программного обеспечения для создания коммуникативных панелей в Англии:
-
Boardmaker Plus! V6 или Boardmaker Studio
-
-
Communicate in Print 2
-
-
Matrix Maker Plus
Если же у вас уже есть программное обеспечение с речевым выходом или записью символов ( The Grid 2, Mind Express, Communicator, Symwriter, и тд.), или вы намереваетесь приобрести подобную программу, то имейте ввиду, что распечатывать карточки из этих программ тоже возможно.
Нет определенного правила, когда следует применять фотографии, а когда символы. Фотографии легче запомнить, и они могут служить начальной стадией для перехода к символам для некоторых пользователей альтернативной коммуникации. Однако для некоторых детей фотография сложна для восприятия и лучше использовать символы с самого начала обучения.
С помощью фотографии можно вводить определенные понятия в коммуникативную панель. Например, проще использовать фотографию человека (мамы, папы и тд.), чем его графическое изображение. Это же относится и к домашним питомцам. Для некоторых детей использование в качестве АДК фотографий своих близких и некоторых объектов, является более продуктивным способом. Детьми с РАС хорошо воспринимаются коммуникативные карточки на основе фотографий, изображающие эмоции.
Но для описания или ответа на вопрос, одной фотографии не достаточно. Это та ситуация, когда используются символы.
Однако фотографии могут играть другую роль в коммуникации. Они выступают хорошим средством для рассказа историй о людях, занятиях или событиях.
Но если вы все же решите использовать фотографии, убедитесь в ее качестве. Проще распознать на фотографии объект или человека на однотонном фоне или без него, чем на фоне полки с игрушками. Это очень важно учитывать при размещении фотографий на коммуникативной панели, так как они маленького размера.
Ниже представлен наглядный пример фотографии настольной игры на фоне полки с игрушками и без фона.
Галерея 3.2 Иллюстрация того, насколько важны четкие фотографии
Рис 16. Фотография настольной игры сделана напротив полки с игрушками. На фоне других игрушек эта игра четко не выделяется.
Рис 17. Фотография настольной игры выполнена без фона. На этой фотографии ничто не отвлекает.
Все системы, применяемые в Англии могут быть использованы в России, а карточки переведены на русский язык.
Полный перевод книги был выполнен Инной Леонидовной Рязановой - учителем класса «Особый ребенок», учителем индивидуального обучения в специальной (коррекционной) школе № 25 (VIII вида), площадка «Павловск» (на базе ДДИ № 4), г. Санкт-Петербург.
Подробно ознакомиться с методическим пособием вы можете, пройдя по ссылке http://www.центрсемья.рф/system/files/tmp/%D0%A0%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%98_%D...
Товары
- Комментарии