Использование средств для Альтернативной и дополнительной (АДК) коммуникации при работе с детьми с ОВЗ
В данной статье будут описаны средства, которые могли бы быть использованы при работе с детьми с нарушениями речи и/или опорно-двигательного аппарата, с такими диагнозами как Аутизм, ДЦП, спинальная мышечная атрофия, синдром Ретта и др.
Статья носит рекомендательный характер и окончательный выбор того или иного средства АДК или этапа применения напрямую будет зависеть от возрастных особенностей обучающихся детей, их ментальных способностей и физиологических возможностей.
На начальном этапе использования альтернативной коммуникации применяются простые коммуникативные панели, с бумажными карточками. На данном этапе происходит первое знакомство с символами, педагог озвучивает их значение и тренирует запоминание. Словарный запас постепенно расширяется с вводом и заучиванием новых символов.
Успешным результатом служит узнавание карточки ребенком, указание рукой/взятие в руку, направление руки или взгляда в сторону необходимой карточки. Использование данных панелей послужит легкому усвоению ребенком коммуникаторов с речевым выводом.
На следующем этапе применяются различные коммуникаторы с речевым выводом от одной кнопки (одного сообщения) до нескольких кнопок (несколько сообщений, выбор ответа из нескольких вариантов). В данном случае педагог самостоятельно записывает голосовое сопровождение на коммуникаторе к символьному изображению. При нажатии на кнопку, ребенок слышит название объекта, изображенного на карточке, и соотносит символ и название. Освоив простые коммуникаторы, можно переходить к более сложным многоуровневым устройствам, которые позволяют ребенку употреблять более широкий словарь при общении.
Для создания карточек на данном этапе можно использовать специальную программу Matrix Maker Plus. Она достаточно проста и интуитивно понятна, в настройках выбирается коммуникативное устройство, на котором будут использоваться карточки, и программа сама устанавливает необходимый размер печатного варианта.
Следующим этапом развития может послужить переход от бумажных носителей к электронным, а именно использование специальных коммуникативных программ на компьютере или сенсорном устройстве (планшете/телефоне).
Для некоторых детей такой переход может быть затруднительным, так как компьютер является достаточно сложным устройством. Мы рекомендуем подготавливать ребенка к использованию компьютера в качестве средства для коммуникации постепенно. В этом случае будут полезны специальные обучающие программы на основе игры в сочетании с выносной кнопкой. Они служат не только для развития навыков управления компьютером с помощью выносной кнопки, но и позволят расширить словарный запас ребенка, а также являются средством установления причинно-следственных связей. Программы разработаны специалистами в этой области и призваны заинтересовать и привлечь внимание ребенка к экрану, мотивировать его на выполнение действий и использовать необходимый инструмент для решения определенной задачи.
Выносная кнопка выполняет функцию клавиши Enter на клавиатуре. Для подтверждения выбора или выполнения определенного задания необходимо нажать на выносную кнопку. Специальные программы помогают ребенку освоить этот, на первый взгляд, несложный инструмент. Однако следует помнить, что в процессе прохождения заданий, ребенок также обучается правильно нажимать на кнопку, соблюдать временной интервал между нажатиями, использовать метод сканирования и т.д.
Как только ребенок «подружился» с компьютером, ему можно предложить применить навыки в программе для коммуникации. Лучше всего использовать единую символьную систему как при работе с бумажными карточками, так и при работе с программным обеспечением для коммуникации. Обучающийся уже знаком с множеством символов, и ему будет легко найти известные карточки на экране. Если программа установлена на устройство с сенсорным экраном, ребенок может выбирать карточки касанием экрана. В случаях нарушения моторики, программа используется с помощью выносной кнопки, либо с помощью айтрекера. Преимуществом таких коммуникативных программ является то, что они обладают не только обширной базой готовых карточек, но и возможностью создания своих собственных, исходя из словаря пользователя. Также эти программы обладают автоматическим озвучиванием выбранной карточки синтезатором речи.
К тому же, данные программы обладают функцией сканирования. Все карточки расположены на экране в виде сетки. При выборе функции сканирования, программа подсвечивает символы сначала по диагонали, затем по горизонтали или каждую карточку отдельно. Как только программа подсвечивает необходимую строку или карточку, пользователь нажимает на выносную кнопку и карточка выбирается и озвучивается. Этот метод применяется на начальных этапах использования коммуникативной программы, либо при сложностях прицеливания и задержки взгляда на символах при управлении компьютером с помощью айтрекера.
Для тренировки взгляда при работе с компьютером предназначен Набор программ, специально разработанных для пользователей айтрекинга. Эти программы шаг за шагом помогают обучающемуся развить такие необходимые навыки как прицеливание, удержание взгляда, мотивируют охватывать все поле экрана и т.д. К программе предлагается подробная инструкция и методика, которая поможет специалисту правильно построить урок.
Итак, переход от низкотехнологичных до высокотехнологичных средств для освоения Альтернативной и дополнительной коммуникации требует определенного времени и подготовки. Прежде, чем приобрести устройство, пожалуйста, свяжитесь со специалистами нашей компании. Они помогут Вам подобрать нужное средство, исходя из особенностей развития воспитанников.
Товары
- Комментарии