Коммуникативные подходы "снизу вверх" и "сверху вниз"
Каждому из нас есть что сказать, но что делать, если речь нарушена или совсем отсутствует? Можно использовать вспомогательные инструменты, но как решить, какая коммуникационная стратегия подходит лучше всего? Коммуникативные подходы "снизу вверх" или "сверху вниз"? И с чего начать?
В этом блоге мы хотим поговорить о лексике или стратегиях в Аугментативной и альтернативной коммуникации (АДК). ISAAC-NF, голландское международное сообщество АДК, описывает цель стратегии АДК следующим образом: ”усилить, улучшить и/или расширить аутентичную коммуникацию человека с коммуникативной инвалидностью посредством всех коммуникативных модальностей, во всех коммуникативных функциях".
И все вращается вокруг этой аутентичной, персональной коммуникации. Это единственный способ по-настоящему узнать и понять друг друга. Мы хотели бы поделиться трогательным рассказом Даны Нидер, матери и автора блога "‘Необычный смысл’".:
“Моей дочери Майе почти 5 лет. Она может четко произносить примерно 15-20 слов.
С помощью своего коммуникатора (iPad с коммуникационным приложением) она может произнести около 700 слов, а еще тысячи-одним нажатием кнопки, если они ей понадобятся.
Своим голосом она может говорить "Мама” и "папа". С помощью своего коммуникатора она может сказать мне, что сегодня пятница, и она собирается в терапевтический спортзал во второй половине дня, и она хочет покататься на больших качелях и качелях из шин и сделать художественный проект.
Своим голосом она может сказать: "автобус.” С помощью своего коммуникатора она может рассказать мне, с кем она сидела рядом в школе и о чем они говорили, и что она хочет съесть на ужин, и чувствует ли она себя усталой, счастливой или раздраженной.
Своим голосом она говорит мне “ " нет.” Своим коммуникатором она говорит мне “ " ни за что, Хосе.”
Со своим коммуникатором она рассказывает анекдоты, дерзит и гордится, так гордится, что рассказывает нам о различных событиях и общается с нами. Если бы у нее был только ее голос, я бы едва узнал ее.”
Начало общения с Альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
Итак, как вы начинаете общение, когда ваша дочь, ваш сын, ваш ученик, ваш друг, ваш клиент ... не говорит или едва говорит, как Майя?
Новичок или развивающий словарь ребенок – относятся к разным группам. Во время обучения один будет продвигаться быстрее, чем другой. Несмотря на различия, мы также отмечаем ряд сходств, основанных на научных исследованиях и практическом опыте (Зангари, 2014). Например, новички должны начинать обучение с глаголов и существительных по двум причинам. Во-первых, они обладают мотивирующим эффектом, провоцируют общение, они чего-то добиваются, используя их (например, "играть в мяч"). Во-вторых, существительные очень конкретны, что ускоряет процесс обучения. Надо признать, что слово "собака" легче понять, чем "мой", не так ли?
Обращение к алфавиту кажется логичным, когда есть интерес к буквам и словам, но даже когда этого интереса еще нет, пользоваться алфавитом полезно. Ничего не нужно исключать, поэтому предложите алфавит для изучения. Нет никакой гарантии получения грамотности, но возможно это послужит толчком к ее развитию.
Ничего не исключайте, предлагайте различные варианты. Для того, чтобы начать никогда не бывает слишком поздно или слишком рано, или недостаточно навыков. Не теряйте надежду, что ребенок сможет обучиться. Если вы не попытаетесь, как вы сможете доказать, что ребенок не способен общаться?
“Нет такого понятия, как "слишком низкий уровень для коммуникации". И у вас должны быть слова, чтобы доказать, что вы можете использовать слова” - Кейт Ахерн.
Кейт Ахерн-специалист по вспомогательным технологиям и по работе с детьми с особыми потребностями.
Коммуникация «снизу вверх»
Как консультант или родитель, вы можете начать со сбора слов самостоятельно. Вы можете создать свой собственный набор страниц для коммуникации на бумаге или в цифровом формате. В первую очередь составьте список слов из окружающих предметов и объектов. В комплекте могут содержаться изображения с именами членов семьи, друзей и сверстников, с любимыми блюдами, цветами, местами или другими предметами, которые близки сердцу пользователя и мотивируют его говорить. Главная цель-быть инструментом самовыражения и общения с окружающей средой.
“Он пользовался коммуникатором с шести лет. За последние нескольких лет, которые были невероятно приятными, Джуул, наконец, смог дать нам знать, что он хочет сказать. Джуул говорит ограниченное количество слов (например, мама, папа, автобус, да и нет). Когда у него нет подходящего слова, он использует слово «Пэ». Непонятное для постороннего. С помощью своего коммуникатора, он может сказать нам, какой фильм он хочет посмотреть, к кому он хочет пойти, что он хочет играть, что он хочет пить, где он испытывает боль … Это очень важно для учителя, семьи и няни. Джуул наконец - то смог нам что-то сказать. Он также чувствовал себя понятым, и ему не нужно было бороться за каждое слово, которое он хотел сказать.
В прошлом году оказалось, что базового набора коммуникатора уже не хватает. Джуул так много хочет сказать! И мне пришлось самой добавлять новые слова в файл для коммуникации. Мыслительный процесс Джуула гораздо быстрее, и он вырабатывает в голове так много слов, что я не могу за ним успевать. Кроме того, иногда требуется очень много времени, прежде чем мы поймем, какое новое слово Джуула выражается словом ”Пэ". - Марлин Нуленс-Зеувен о своем сыне Джууле (11 лет).
Это называется подходом «снизу вверх», потому что вы создаете основу, а затем расширяете ее шаг за шагом. Вы, как родитель или руководитель, знакомитесь со структурой. Иногда это может облегчить моделирование. С другой стороны, подход "снизу вверх" очень трудоемкий, особенно если вы хотите сохранить его мотивирующим и актуальным. Невозможно добавить все мыслимые слова в коммуникационную схему, поэтому вы выбираете наиболее логичные слова. Более того, слова должны развиваться вместе с ребенком. Вы хотите инструмент для сегодняшнего и завтрашнего дня, но с символами, которые мы им не даем, они не могут его использовать. Они остаются зависимыми от других в своем общении с окружающими (Gayle Porter, 2017, p. 21; ISAAC-NF, 2019).
Коммуникация «Сверху вниз» или надежные системы
Для неспециалистов учитывать все особенности достаточно сложная задача. Поэтому интересно знать, что существует также подход "сверху вниз". Это наборы коммуникативных страниц или словарный запас, основанный на исследованиях и/или практическом опыте. В данном подходе вы найдете множество различных стратегий. Профессор д-р Кэрол Зангари (логопед) называет их Надежными системами. В 2009 году Сото и Зангари (2009) определили наиболее важные элементы надежных систем коммуникации следующим образом:
• Наличие достаточного количества слов, чтобы иметь возможность общаться в самых разных ситуациях; уметь говорить то, что вы хотите и когда вы хотите.
• Состоит из основных и периферийных слов. «Они дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без основной лексики не может быть составлено грамматическое предложение, а без периферийной лексики предложение не имеет конкретного субъекта". (руководство Алоха, стр. 7).
• Доступ ко всем типам слов: глаголам, личным местоимениям, существительным, прилагательным, наречиям и т. д.
• Заранее запрограммированные предложения, необходимые для быстрого реагирования в определенной ситуации.
• Доступ к алфавиту с подсказкой слов.
• Грамматическая поддержка, позволяющая создавать грамматически правильные предложения.
• Предлагает возможность «расти» вместе с пользователем.
Теперь мы знаем, что такое надежные системы коммуникации и что у них общего. Конечно, у них тоже есть различия. Поэтому мы даем обзор различных надежных систем символьной коммуникации, доступных для Mind Express: PODD, SCORE и Шаги к языку.
Для грамотных пользователей, разработано специальное приложение, основанное на текстовой коммуникации "Амиго". «Амиго» включает в себя виртуальную клавиатуру для личного общения, а также всеми любимые приложения, такие как WhatsApp, Spotify, Skype и программы Microsoft Office, такие как Word, Excel и PowerPoint.
Шаги к языку
Шаги к языку - это словарный пакет, предназначенный для поддержки детей в развитии навыков, необходимых для общения на основе символов. Он был специально разработан для детей, использующих AДК от начального уровня до развития сложных языковых навыков.
Происхождение
Приложение Шаги к языку было разработано Сарой Олдерман, логопедом и лингвистом, которая работала в области AДК в течение последних 10 лет. Приложение создано для решения трудностей, с которыми часто сталкиваются дети, использующие АДК, с особым акцентом на идее связывания слов для создания фраз. Исследования показывают, что малыши начинают комбинировать слова, когда у них есть основа из 35-50 отдельных слов. Тем не менее, дети, которые используют AДК, могут знать многие символы, но все же им трудно пройти мимо использования отдельных слов для формирования фраз. Шаги к языку дают возможность попрактиковаться в составлении слов вместе с визуальными подсказками для стимуляции формирования предложений.
Шаги к языку включают в себя методы целого ряда речевых и языковых подходов. На расположение папок повлияла красочная семантика, подход, используемый для поддержки детей в развитии структуры предложений. Прагматически организованные системы AДК также рассматривались с целью поощрения естественного, социального языка и общения.
Использование
Шаги к языку состоят из 3 этапов, так что ребенок может постепенно развивать свои языковые навыки таким же образом, как маленькие дети учатся говорить. Сначала им нужно научиться уверенно использовать обычные слова, прежде чем мы начнем знакомить их с более сложными словами и более сложными предложениями. Эти 3 этапа отражают растущий словарный запас ребенка, меняющиеся интересы и развитие навыков грамотности на основе исследований.
Заключение
Описанные подходы широко используются и максимально эффективны, однако, при подборе следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. То, что удовлетворяет потребности Джуула, может не подходить Майи и наоборот. Цель состоит в том, чтобы сделать общение возможным и эффективным сегодня и завтра.
Если вы хотите подробно ознакомиться с приложением Шаги к языку, закажите пробную версию программы Mind Express 5 у менеджера, написав на почту info@newabilities.ru или по телефону +7 (499)398 99 68.
Источники
Boenisch, J. & Soto, G. (2015): устная основная лексика типично развивающихся англоязычных детей школьного возраста: последствия для практики AДК. In: Augmentative and Alternative Communication 1/2015, 77-84.
Erickson K. A., & Clendon S. A. (2009). Решение требований к грамотности, предъявляемых учебной программой для начинающих читателей и писателей. В G. Soto & C. Zangari (ред.), Practically speaking: Language, literacy & academic development for students with AAC needs (стр. 195-215). Балтимор: Paul H. Brookes Publishing Co.
Руководство Алоха (на голландском языке). http://www.mindexpress.be/img/handleiding_ALOHA.pdf.
Интерактивное руководство Скор (на голландском языке).
ИСААК-НФ. (2019). Leidraad Ondersteunde Коммуникаций. Oeffelt: International Society for Augmentative and Alternative Communication-Нидерланды и Фландрия. Загружается на https://www.isaac-nf.nl/nieuws/onderzoek (голландский).
Голландский журнал для логопедии, номер 1 февраля 2017 года 89
Интервью Гейл Портер о PODD en Autonoom communiceren, опубликованное 15 января 2017 года + https://issuu.com/response-able/docs/2017-01_interview_gayle_porter_logo.
Porter, G. (1997). Прагматическая Организация Динамического Отображения Коммуникативных Книг. Вводное руководство по проведению семинара.
Зангари, С. (2014). Лингвистически устойчивые системы AAC. от 30 июля 2020 года по адресу https://praacticalaac.org/praactical/linguistically-robust-aac-systems/.
Товары
- Комментарии